Дай лапу, Джим!
ДайЛапу.ru
Питомник цвергпинчеров и больших пуделей «Вольный ветер»
  главная    собаководство    выставки    сайты-визитки    развлечения    общение  
войти       регистрация    

18.10.2010

Театр.dog

Опубликовать статью:
Предыдущая новость >>>

Лента собачьих новостей
Интересные разделы сайта:
Породы собак
с иллюстрациями и стандартами
Календарь выставок
все выставки России: САС и CACIB
Словарь собаковода
самый подробный с иллюстрациями
Лучшая шоу-собака года
всероссийский всепородный рейтинг
Ваш Виртуальный Питомец
уникальная онлайн игра
Посмотреть большой вариант картинки
Новый сезон знаменитого мюнхенского театра "Каммершпиле" (кстати, этой осенью он целых два раза приедет на гастроли в Москву) открылся спектаклем Алвиса Херманиса по мотивам романа Джека Лондона "Зов предков". На сцене встретились шесть актеров и шесть собак, а зрителям, в том числе РОМАНУ ДОЛЖАНСКОМУ, пришлось поискать в себе зверя.

Прежде всего нужно объяснить, почему именно к этой премьере было привлечено особое внимание. Дело в том, что в одном из самых уважаемых и успешных театров Германии, мюнхенском "Каммершпиле", сменился интендант — эту должность с нынешнего сезона занимает знаменитый режиссер Йохан Симонс. Он голландец, но речь сейчас не об открытости немецкого театра иностранцам, а о том, что новых руководителей в Германии назначают заранее. Это у нас смена власти всегда происходит (если вообще происходит) с бухты-барахты, и новый худрук потом целый сезон вынужден воплощать планы своего предшественника. В Германии же все делается по заранее обдуманному плану: имя следующего интенданта известно как минимум за год, а то и больше, приход нового руководителя часто означает смену команды, весь этот год готовятся премьеры — поэтому открытие уже первого сезона (как правило, сразу несколькими спектаклями) носит характер развернутого и осмысленного программного заявления. И его все ждут.

Йохан Симонс сделал очень эффектный и рискованный шаг. Сам он свой первый спектакль поставил на малой сцене театра "Каммершпиле", а главную, историческую сцену — похожий на музей югендштиля и буквально обвитый всеми его узорами театр на Леопольдштрассе — отдал еще другому иностранцу, рижанину Алвису Херманису. Который собирался поставить нечто странное и необычное по мотивам "Зова предков" Джека Лондона — и это в театре со "славными традициями", зрители которого привыкли к классическим пьесам и прекрасным артистам, играющим "нормальные" роли. Если Йохан Симонс хотел устроить провокацию, то он может потирать руки: такого перепада эмоций в зрительном зале после спектакля ваш обозреватель в драматическом театре не припомнит — в то время, как одни зрители топали ногами от восторга и кричали "браво", другие (в том числе благообразные дамы в мехах) истошно "букали", свистели и крутили пальцами у виска в адрес закончившегося.

В сущности, мюнхенцы должны были бы благодарить Алвиса Херманиса: он оказался деликатным гостем и сделал спектакль про город Мюнхен, а не про Аляску времен золотой лихорадки и пса, который постепенно превращается в волка. От Джека Лондона в спектакле осталось всего лишь несколько фрагментов текста, да еще к нему имеют отношение несколько сценических шуток — вроде дождя из золотых конфетти, которые напоминают, что в "Зове предков" золото все-таки было найдено, или волчьей шкуры, которую напяливает на себя один из персонажей. Но сценическая среда напоминает не о диком и студеном севере, а о теплом доме. Когда открывается занавес, публика изумленно-радостно ахает — на покатом, застеленном коврами подиуме полукругом стоят пять домашних диванов разных расцветок, и на каждом сидит по живой собаке — тоже разных пород.

Шестеро актеров присоединяются к четвероногим чуть позже. Спектакль "Зов предков" — история шести сегодняшних одиночеств, и сделан он по методике, Алвисом Херманисом давно и успешно опробованной: каждый из актеров представляет на сцене портрет какого-то реального человека, подсмотренного в жизни, или коллективный портрет нескольких, возможно, что и с добавлением красок из собственного опыта. Сидя рядом с четвероногим другом, каждый из актеров рассказывает "свою" историю одиночества — пересказывать их нет смысла, потому что вся прелесть этой "документальности" в ее присвоении актерами, а историй одиноких горожан у каждого из нас вокруг полным-полно, и почти любую можно вынести на сцену. (Важно еще, что документальность не отменяет базовых театральных радостей, актерского перевоплощения — лучше всех в спектакле работает молодой актер Кристоф ван Бовен, играющий пожилую вдову.) Здесь у них, впрочем, есть одно важное общее обстоятельство: все эти люди в какой-то момент жизни завели себе собак.

Давно замечено: чем удобнее быт, тем меньше люди нуждаются друг в друге. Наблюдая жизнь Мюнхена, Алвис Херманис когда-то обнаружил, что в этом прекрасном и богатом городе переизбыток домашних собак — а наличие таковой, в свою очередь, свидетельствует о том, что больше никого живого рядом с ее хозяином нет. Людей, конечно, настигает тоска, и на сцене они делают то, что в жизни себе не позволяют. И речь не о том веселом беспорядке, который устраивают герои спектакля — они, будто одичав от такой жизни, буквально растерзывают диваны, вспарывают обивки и к концу представления превращают подмостки в какую-то мебельную свалку. А о том, что сами превращаются в собак — учащенно дышат, вывешивают изо рта языки, становятся на четвереньки и обнюхивают друг друга. Только что не гавкают.

Но не нужно думать, что Алвис Херманис предостерегает нас от одичания. Скорее, наоборот: разочаровавшись в людях — впрочем, не настолько, чтобы их разлюбить и сделаться мрачным художником-мизантропом,— он с любопытством и с надеждой разглядывает животных. Дома, в Латвии, режиссер совсем недавно поставил спектакль про коров — "Черное молоко", в котором рассуждал о метафизической связи человека с природой и о корове как о своего рода медиуме. В Мюнхене же он решил напомнить немцам о том, что стать немножко собакой — верный способ остаться человеком.

По материалам: www.kommersant.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи 




При использовании материалов ссылка на сайт ДайЛапу.ru обязательна
Web-design =AVA=, e-mail: ava@daylapu.ru, Самара, 2007-2021